суббота, 22 июня 2013 г.

Народная глиняная игрушка Северо-Западного Региона России



      Все древние промыслы,которые не смогли так крепко войти в нашу современную культуру постепенно вымирают:  росписи, резьба, а также глиняные игрушки. Конечно меняются поколения и изменяются интересы детей, но история она всегда интересна,детям очень любопытно чем играли их предки, они с увлечением создают игрушки своими руками ,таким образом приобщаясь к культуре, узнавая история родного края ,еще это полезно для моторики и развития пространственного мышления. Нам учителям,родителям ,сестрам и братьям, важно научиться самим и передавать это другим поколениям,чтобы культура жила дальше,приучая к этому детей ,она не умрет никогда.
       Я решила необходимым выложить этот материал в этой статье ,так как сама занималась исследованиями и поиском информации ,так как  это моя тема курсовой работы, мне было очень тяжело найти такие игрушки как: Оятскую и Кирилловскую глиняную игрушки. Конечно я не выкладываю все полностью,так как это слишком много,но если будут вопросы ,то я с удовольствием на них отвечу и расскажу все ,что знаю сама.

      Глиняные игрушки на Руси


   Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Они на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х-ХI вв были найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и здоровой женщиной, и бог Солнца Ярило - двух или трёхглавым конём, с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин, которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. На смену языческой вере пришло христианство, но по традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов, а чтоб церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.


Глиняная игрушка Архангельской области

Каргопольская глиняная игрушка.

Город Каргополь, Архангельская область.


  Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
      Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
    Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глиняная игрушка Ленинградской  области

Оятская глиняная игрушка


Село Алёховщина, Лодейнопольский район Ленинградская область.

К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его, около 5 тысяч кв. км, расположена в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсовской возвышенности.   На берегах этих рек древний человек поселился еще 5 тысяч лет назад. Коренные жители Присвирья - угро-финские племена - древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы). В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начашавладети сами себе и городыставити». Великому Новгороду Свирь была очень нужна как удобная и самая дешевая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печерской земли. Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду, детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах.
В XIX - в первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера.

 

 

 

 

 

 

Глиняная игрушка Вологодской  области

 Кирилловская глиняная игрушка


Город Кириллов, Вологодская область.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства.

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.

Народный мастер  Алексей Федорович Бондарь лепил глиняные игрушки в кирилловских и вельских традиция: свистульки - окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек. Игрушки А. Ф. Бондаря небольших размеров, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост-свисток и две небольшие ножки в виде выступов. Фигурки имеют обобщённый образ, отличаются лаконичностью и простотой. При изготовлении свистулек мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в игрушке. Образом свистульки выступала птица-утица. Мастер использовал красную глину, чаще всего сокольскую.

   Ёрговская глиняная игрушка.



Село Воскресенское (Ёрга), Череповецкая область.

Воскресенское (Ёрга) - большое современное село в сорока километрах от Череповца - издавна славилось глиняной посудой.

Изучением и возрождением традиционного ерговского промысла с 1970-х годов занимается череповецкий мастер-гончар член Союза художников России Сергей Александрович Лопатенко.

В 1990 году от председателя совхоза «Петриневский» Б. Н.Садкова,  С. А.  Лопатенко. получил приглашение приехать в Ёргу и заняться восстановлением «ёрговской» народной керамики. Вскоре силами единомышленников при поддержке местных властей была создана мастерская, в которой поставили большую электрическую печь для обжига глиняных изделий. А затем, в Череповецком центре традиционной народной культуры появилась возможность заниматься полноценным исследованием керамики Ёрги: собирать материалы в экспедиции, проводить реконструктивные работы по определению особенностей формы, изучать ёрговскую технологию изготовления предметов из глины, проводить лабораторные исследования, изготавливать посуду по старинным технологиям и образцам.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий